Борис Акимович ДЕХТЯР

19.05.1922 — 6.02.2012

ведущий конструктор ГАЗ-23, ведущий конструктор заднего моста и карданной передачи ГАЗ-24

«Слышу, какой-то прерывистый мощный гул идёт сверху. Мы ещё не знали, что это. И вот я и ещё несколько человек выскочили на улицу — небо было совершенно чёрным, и в нём в строгом строю летели десятки самолётов в нашу сторону, на восток. Силуэты их были как пушинки, белые, прозрачные, как бумажные. И мы поняли, что их уже освещало встающее солнце. Я сразу подумал — война. В четыре утра нас уже обстреляли...»

В самом начале 2010-х нам с Иваном Падериным в ходе работы над первым изданием книги о ГАЗ-24 с подачи директора музея ГАЗ Натальи Витальевны Колесниковой посчастливилось познакомиться с Борисом Акимовичем Дехтяром. Мы несколько раз были у него в гостях на улице Лескова в Горьком. Он безумно захватывающе, в мельчайших подробностях и с кристальной ясностью рассказывал о том, что происходило на заводе в пятидесятые—семидесятые, дал нам тогда не только ценнейшие сведения, отсутствующие в официальной историографии завода, но и заставил по-новому взлянуть на происходившее в те годы во всей стране.

Информация, полученная от Бориса Акимовича, напитала многие главы монографий «24. Новая Волга» и «ГАЗ 1932—1982. Русские машины»

Поразившись тогда бездонностью этого источника, мы решили снять с Дехтяром серию интервью — о его пути на войне, которую он прошёл рядовым с первого и до последнего дня, а затем — о его послевоенной работе на ГАЗе под руководством Андрея Александровича Липгарта. К сожалению, удалось снять лишь первую часть задуманного — в феврале 2012 года, не дожив немного до своего 90-летия, Борис Акимович скончался.

К счастью, доверительные отношения с потомками Бориса Акимовича и, в частности, с его внучкой Машей, работающей архитектором в Москве, позволили нам получить в своё распоряжение некоторые части бесценного архива, который Дехтяр вёл много лет. Сведения, полученные из этого архива, легли в основу книги «Горьковский ампир. Книга 1. ЗИМ». Среди прочего, там описывается остававшееся ранее неизвестным совещание в Наркомате среднего машиностроения в феврале 1943 года, прошедшее спустя несколько дней после полной победы под Сталинградом и заложившее основы всей послевоенной советской автомобильной промышленности.

Борис Акимович очень интересовался личностью великого конструктора А.А. Липгарта, собрал о нём уникальные материалы, которые оставались за рамками официальных статей советского и постсоветского времени. Gorkyclassic обязательно обнародует в своих будущих публикациях все собранные Дехтяром свидетельства о Липгарте.

В конце мая 2011 года Борис Акимович оказал честь своим присутствием первому Собранию классических автомобилей Gorkyclassic. Он тогда выступил со ступеней дворца культуры ГАЗ с проникновенной речью, которая так отличалась от шаблонных выступлений городских и областных чиновников. За Борисом Акимовичем в тот день послали ГАЗ-23 — машину, разработку которой он вёл в начале шестидесятых. Этот символический жест очень был очень трогателен.

Мы гордимся тем, что застали последнего из работавших с Липгартом и знавших его как руководителя. Мы гордимся тем, что были знакомы с Борисом Акимовичем — честнейшим, принципиальным, бескомпромиссным человеком и талантливым инженером, бесстрашным солдатом и неутомимым летописцем родного завода. Никто не рассказывал так интересно, как он.

Александр ЛЕКАЕ

Ниже приводится официальная биография Б.А. Дехтяра авторства директора музея ГАЗ Натальи Витальевны Колесниковой:

Родился 19 мая 1922 года в местечке Любар Житомирской области в семье служащих. В 1941 году призван в Красную Армию. Служил на советско-польской границе, где встретил Великую Отечественную войну. Воевал рядовым в пехоте на Юго-Западном, Сталинградском, Донском, 1 и 2 Прибалтийском и Ленинградском фронтах. Трижды ранен, контужен. Инвалид Великой Отечественной войны II группы. Родители и сёстры погибли от рук фашистов в сентябре 1941 года.

В 1945 году приехал в Горький. В 1945—1947 годах заведовал лабораторией в Горьковском автомеханическом техникуме. В 1951 году окончил Горьковский индустриальный институт.

С 1947 по 1983 годы работал на Горьковском автозаводе в конструкторско-экспериментальном отделе (КЭО-УКЭР) конструктором, ведущим конструктором, руководителем группы.

Борис Акимович Дехтяр оставил заметный след в истории создания и развития автомобильных конструкций ГАЗа. Участвовал в создании легковых автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-69, ГАЗ-72, ГАЗ-73, проектировал мосты и карданные передачи для автомобилей «Чайка» ГАЗ-13, ГАЗ-14, «Волга» ГАЗ-24, ГАЗ-3102, был ведущим конструктором автомобиля «Волга» ГАЗ-23. Созданные им конструкции надёжны и долговечны. Борис Акимович Дехтяр – авторитетный специалист в области карданных передач и ведущих мостов. Он не добивался получения учёных степеней и званий, но по существу является подлинным учёным в своей области. Им опубликовано более 40 статей в специальных изданиях, на его статьи ссылаются другие авторы.

Борис Акимович Дехтяр оказал влияние на разработку технической политики Горьковского автозавода. Не раз руководство поручало ему ответственные задания, и он всегда с честью их выполнял. Например, он блестяще обосновал в Минвнешторге целесообразность выделения валюты для закупки в США зуборезных станков для изготовления шестерён моста «Волги» ГАЗ-24, добился в Госстандарте принятия прогрессивного ГОСТа на трубы карданных валов, что навсегда исключило их поломки.

Борису Акимовичу Дехтяру присваивались звания «Лучший конструктор завода», «Лучший референт завода», «Заслуженный автозаводец». Он награждён орденами: Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями, почётным знаком Госстандарта СССР «За заслуги в стандартизации».

Высокий профессионализм и глубокое знание своего дела – только одна сторона его личности. Увлечения Дехтяра весьма разнообразны: от поэзии до космоса. Особенно вызывает уважение его интерес к истории и краеведению. Толчком этому увлечению послужила трагическая история его родного Любара, где во время войны погибло почти всё еврейское население. Многочисленные беседы с жителями, встречи с очевидцами, работа в архивах дали возможность проследить судьбы многих семей Любара. По его инициативе в Любаре ведётся Книга памяти погибших, ежегодно проводится День памяти. Две тысячи погибших вошли в Книгу скорби Украины благодаря краеведческим изысканиям Бориса Акимовича.

Дехтяр взял себе за правило записывать по горячим следам свои впечатления, интересные мысли, факты с тем, чтобы как можно правдивее передать для потомков суть того или иного исторического события. В его домашнем архиве сотни таких записей, являющихся ценнейшими историческими источниками.