Ралли «Медведь» 12—15/06/2013

Москва, 12 июня 2013. В четыре часа этой почти белой летней московской ночи три автомобиля команды Gorkyclassic – две «Волги» ГАЗ-24 первых выпусков и мексиканский «Фольксваген-Жук» 1984 года отбывают из уютного двора в самом начале Комсомольского проспекта на северо-восток. Старт ралли «Медведь» будет дан через шесть часов на центральной площади Ярославля.

В благословенные годы ралли «Медведь» было одним из легендарных этапов советского раллийного первенства. В первый раз состязание проводилось в 1966 году, и до смутного времени середины девятностых успело состояться примерно тридцать раз. Проходя по живописнейшим уголкам Ярославской земли и вобрав в себя некоторые участки трассы Золотого кольца, «Медведь» традиционно считался командным соревнованием. Так, в шестидесятые и семидесятые за лидерство на «Медведе» боролись команды АЗЛК, ГАЗ, ВАЗ и Ярославского моторного завода.

Забытый на протяжении почти двадцати последних лет, Медведь – симпатичный символ ралли, как и самой Ярославской области, – был возрождён в 2012 году как соревнование на регулярность движения для классических автомобилей на недавней волне интереса к ретро-технике.

Три автомобиля неспешно несут шестерых членов команды по Ярославскому шоссе через покрытые утренней дымкой поля московской, владимирской и ярославской областей. Низкий рык волговских моторов бодро поддерживает стрекотание «Жука». Средняя скорость держится у отметки 85 километров в час – здравое значение для типично русского шоссе с посредственным покрытием. Там, где «Волги» на небольших изъянах шоссе спокойно покачиваются, «Жук» лишь задорно подпрыгивает. До Ярославля дорога идёт вдоль трёх значительных городов – Сергиева Посада, Переславля-Залесского и Ростова Великого. Все они наполнены русским духом, укоренены в вечности и кажутся в утреннем блеске сотен золотых куполов совершенно незыблемыми.  

Почти 300 километров пути оставляют штурманам время подготовить все навигационные приборы, наладить звук в рациях, связывающих салоны трёх машин.

В восемь утра московская делегация прибывает на центральную площадь Ярославля – огромное каре из дореволюционных административных зданий с окружённой высокими елями церковью Ильи Пророка в центре. У ограды этой церкви, под вывеской ралли, мы и паркуем наши автомобили. Редкие группы западных туристов – итальянцев и канадцев – гуляют по площади и рассматривают нас удивлённо, так сильно контрастируют наши машины с окружающим патриархальным декором.

Перед прибытием организаторов у нас остаётся время для того, чтобы немного размяться. Прочие участники ралли – в основном, местные любители – прибывают к девяти часам. Автомобили у них самые разнообразные – огромный, похожий на довоенный пароход открытый «Гудзон» 1938 года организатора Андрея Лагузова, несколько «Жигулей» и «Москвичей», неправдоподобный для этих мест синий MGB с британскими номерами, «Вольво-Р1800» английского гоночного зелёного цвета и другие.

К десяти утра административные формальности пройдены, дорожные книги розданы, а наклейки огранизаторов нанесены на кузов. Начинается первый доп – это слалом на той же центральной площади, где ровно за 60 секунд необходимо «нарисовать» мальтийский крест. Норматив специально выбран таким образом, чтобы в него могли уложиться все соревнующиеся автомобили. Финиш необходимо совершить базой. Слаломы – любимый ярославскими организаторами вид развлечения. За оставшиеся дни ралли нам будет предложено ещё около пяти подобных соревнований на площадях разных городов.

После слалома и приветственных речей местных чиновников дан старт первого сектора. Мы извиваемся вдоль улиц и круговых перекрёстков центра Ярославля, чтобы через полтора часа покинуть город и направиться в направлении села Вятского в сорока километрах от города. В Вятском мы попадаем прямо на сельский праздник по случаю дня независимости России – на центральной площади между каланчой и зданием поссовета на большой поляне под живую музыку весело танцуют люди в традиционной одежде. Рядом – небольшая ярмарка местных продуктов. Обед нам подают в приятном ресторане прямо на главной площади.

Отдохнув и подкрепившись, мы выдвигаемся обратно в Ярославль длинной дорогой – по левому берегу Волги. На пути лежит село со зловещим названием Красный Профинтерн. Это бывшее село Гузицино, переименованное в 1945 году в честь первой мировой профсоюзной организации. Здесь в шестидесятые годы XIX века местной купеческой фамилией Понизовкиных была построена крупнейшая паточно-крахмальная фабрика. Её кирпичные корпуса и полупустые общежития для рабочих зловещими громадами возвышаются вдоль дороги. Чуть в стороне на берегу Волги – особняк самих Понизовкиных, русских промышленных гениев – эклектичное строение в стиле art nouveau с мавританскими деталями, звонко диссонирующими со всепоглощающей русской зеленью вокруг, перерезанной спокойным и тёмным течением Волги.

Первый день ралли заканчивается очередным слаломом на центральной площади Ярославля – теперь мальтийский крест нужно нарисовать по часовой стрелке. Результаты первого дня воодушевляют – три машины Gorkyclassic удерживаются между третьим и шестым местами.

Программа второго дня приводит нас из Ярославля в Рыбинск – город на берегу одноимённого водохранилища – гигантского сооружения сталинских времён, самого крупного искусственного пресного водоёма в Европе, погрузившего под свои тёмные воды около 8% площади всей ярославской земли.

Отрезок ралли между Ярославлем и Рыбинском составляет около 80 километров и включает в себя пункт контроля прохождения (КП). В отличие от европейских ралли, русские специфичны тем, что организаторы намеренно ставят перед участниками в дорожной книге более сложные задачи по ориентированию. Но наши штурманы искушены, и пока все КП и КВ машины Gorkyclassic проходят без пенализаций.

Посему на обед в Рыбинск команда прибывает в умиротворённом состоянии. Это спокойствие впоследствии будет стоить слишком дорого. Уютно устроившись в лучшем ресторане города, наши штурманы наслаждаются отдыхом и чуть упускают контроль  над временем. В конце обеда выясняется, что для покрытия 114 километров до Углича нам остаётся около 1 часа 20 минут, то есть предстоит держать среднюю скорость под 100 км/ч! А ведь ещё нужно заправить все три машины...

Мы выбегаем из ресторана, выбираемся из города, на бегу заливаем бензин и выезжаем на узкую угличскую дорогу.

 «Волги» идут на пределе своих возможностей, красная лента обоих спидометров качается у отметки 120 км/ч. Мы обгоняем всех удивлённых попутных, почти не снижаем скорость в деревеньках на берегу Волги, без оглядки рискуем. За бортом – невыносимая тридцатиградусная жара, миллионы белых бабочек порхают над дорогой, многие из них навсегда остаются на наших ветровых стёклах. Моторы дышат жаром, а размякший под солнцем асфальт едва удерживает высокобокие волговские покрышки.

«Жук» же сломлен этим бешеным ритмом и останавливается с заклинившим мотором в клубах дыма, не доехав до назначения около пяти километров. Из трёх экипажей только один – Лекае—Ермолаев – добирается до КВ точно в свою минуту. Вторая «Волга», пилотируемая Ушаковым—Ковальчуком, опаздывает на две минуты, а «Фольксваген» буксируют до стоянки в центре Углича, чтобы на обратном пути погрузить на грузовик до Москвы.

После слалома в центре Углича мы спокойно возвращаемся в Ярославль на двух машинах. С этого вечера две «Волги» прочно обосновываются на первом и втором местах классификации, а команда Gorkyclassic доминирует над остальными, несмотря на потерю одного из трёх своих автомобилей.

На третий день мы попадаем в Борисоглеб с его старинным белокаменным кремлём и знаменитыми деревянными галереями. Здесь нас торжественно встречает глава поссовета. После обеда – возвращение в Ярославль и серия заездов на время по картинговой трассе спортивного общества Ярославского моторного завода. Здесь экипажи Лекае и Ушакова окончательно выковывают своё лидерство и отрыв от конкурентов, отстоя друг от друга на десятые доли секунды. Какое удовольствие кидать Волгу в крутые повороты трассы под вой покрышек !

Тем вечером становится ясно, что до конца ралли помешать нам занять два высших места смогут только грубейшие ошибки на следующий, последний день.  Вечер заканчивается забавным дополнительным состязанием: каждый из экипажей обязан выставить одного человека на гонку картов, каким бы ни был его вес, возраст или опыт. В картинговой гонке наш корпулентный Ковальчук выгрызает у конкурентов второе место, уступив лишь субтильному местному пилоту ярославской команды, буквально выросшему на этой трассе.

Заключительный, четвёртый день ралли проходит без неожиданностей: ДК ведёт нас из Ярославля в живописный Тутаев (бывший Романов-Борисоглебск), где КВ оказывается виртуальным. Финишируем же мы к полудню на Которосльной набережной Ярославля после заключительного несложного слалома. За финишем следует церемония награждения в одном из ресторанов города. Нам вручают медведей под номерами 1 и 2 для закрепления на радиаторной решётке боевых автомобилей, а за второе место в командном первенстве (Gorkyclassic уступает по сумме очков втрое более многочисленной команде из Ярославля)—большого медведя серебристого цвета, точную копию накапотной фигуры ярославских грузовиков пятидесятых.

Мы возвращаемся в Москву в тот же день, качаясь в уютном салоне 24-ок под проливным дождём.

 

_______________________

 

Moscou, le 12 juin 2013. A quatre heures de cette nuit quasi-blanche en plein été russe trois voitures de l’équipe Gorkyclassic – deux Volga M24 de première génération et une Volkswagen Coccinelle mexicaine de 1984 partent du centre-ville de Moscou. Le départ du rallye Medved sera donné dans six heures de la place centrale de laroslavl, l’une des plus vielles villes russes située à 300 kilomètres au nord-est de la capitale.

Le rallye Medved – littéralement rallye de l’Ours – fut l’une des épreuves mythiques du championnat soviétique. Sa première édition eut lieu en 1966, une trentaine de rallyes furent organisés avant l’effondrement global du système au début des années 90. Traversant les paysages pittoresques de la région de Iaroslavl au coeur de la Russie et incorporant quelques tronçons du célèbre Anneau d’or, le rallye Medved s’est toujours voulu une compétition d’équipes professionnelles envoyées par quelques grandes usines, où le classement d’équipes comptait plus que le classement personnel des pilotes.  Ainsi, les années 60 et 70 furent marquées sur ce rallye par une forte concurrence des équipes de l’usine Moscvitch de Moscou, des établissements GAZ de Gorki et Lada VAZ de Togliatti, pour ne pas oublier l’usine locale des moteurs diesel IaAZ.

Oublié pendant les années 1990 et 2000, le rallye est relancé en 2012 en tant qu’épreuve de régularité pour voitures classiques sur la vague croissante de l’intérêt général pour les voitures de collection nationales et étrangères qui est à observer dans ce pays depuis quelques années. En 2013 l’épreuve ranimée en est donc à sa deuxième édition « moderne ». Ainsi renaît le fameux ours, égérie attachante du rallye, présent également sur les armoiries de la région de Iaroslavl. 

Les trois voitures emmènent tranquillement les six membres de l’équipe vers Iaroslavl dans la brume matinale. Le bruit rauque des moteurs Volga est secondé par le bourdonnement joyeux de la Coccinelle.  On tient la moyenne confortable autour de 85 kilomètres à l’heure – un chiffre bien sage au vu de la qualité du revêtement de la chaussée digne des nationales françaises des années 50. Là où les lourdes Volga bercent leurs passagers en se déhanchant doucement sur les imperfections de cette route, la Coccinelle rouge sautille gaiement, légère et pleine d’énergie.  L’autoroute russe M8 traverse les champs endormis des régions (oblasts) de Moscou, de Vladimir et de Iaroslavl, ne longeant entre Moscou et Iaroslavl que trois villes importantes – Serguiev Possad, Péréslavl-Zalesski et Rostov Véliki, toutes les trois très vielles, remplies de tradition foncièrement russe, bâties au Moyen-Âge autour de nombreuses églises et monastères aux coupoles dorées.

Les presque 300 kilomètres de cette liaison laissent aux co-équipiers le temps de préparer leur équipement, de vérifier le fonctionnement des systèmes de navigation et le signal dans les talkie-walkie reliant les habitacles des trois voitures.

A 8 heures la délégation moscovite arrive intacte sur la place centrale de Iaroslavl – un énorme carré formé de bâtiments administratifs du XIXe siècle avec une grande église de St-Elie le Prophète entourée de grands pins au centre. C’est au long de la clôture de cette église sous la bannière du rallye que nous garons nos voitures. De rares groupes touristes occidentaux – italiens et canadiens – traversent la place et nous observent d’un oeil surpris, tellement nos voitures contrastent avec ce décor patriarcal.

Nous prenons le temps de nous désengourdir en attendant l’arrivée des organisateurs. Les autres participants apparaissent vers 9 heures, presque tous sont de Iaroslavl ou des environs. On peut y voir de toutes les espèces – une énorme Hudson décapotable de 1938 de l’organisateur André Lagousoff, quelques Lada et Moscvitch des années 60 et 70, une bien plus dépaysante MGB bleue arborant des plaques britanniques, une Volvo P1800 vert anglais etc.

Vers 10 heures les formalités administratives sont accomplies, les road-book distribués et les autocollants des organisateurs apposés sur les carrosseries. La première épreuve spéciale commence. C’est un slalom sur la place centrale où il faut dessiner une croix maltaise en exactement 60 secondes, une norme à respecter bien clémente pour toutes les voitures présentes. Les slaloms s’avéreront une épreuve de prédilection des organisateurs qui en quatre jours de ce rallye en proposeront pas moins de cinq.

Après le slalom et un mot de bienvenue de la part de l’administration locale, c’est le premier secteur de régularité qui commence. Nous suivons les rues et les rond-points du centre-ville avant de quitter l’agglomération et prendre la route jusqu’au village-étape de Viatskoïé à une quarantaine de kilomètres de Iaroslavl. Nous y arrivons lorsque la fête du village bat son plein. Une grande pelouse au centre de Viatskoïé – entre l’ancienne caserne de pompiers et la mairie du XIXe siècle – est inondée de villageois en costumes nationaux. Une petite foire de produits régionaux est installée juste à côté. L’ambiance bucolique est complétée par un petit orchestre jouant de la musique traditionnelle et un déjeuner dans une salle du sympathique restaurant à côté de la mairie.

Bien reposés nous quittons Viatskoïé pour rejoindre Iaroslavl en longeant la rive gauche de la Volga. Nous traversons sur le chemin du retour le village de Krasni Profintern,  ainsi nommé en 1945 en honneur de l’Internationale syndicale rouge et anciennement connu sous le nom de Gouzitsino, où furent installées en 1862 les usines de production de sucre, de mélasse et d’amidon des célèbres négociants Ponisovkine. Témoins du génie industriel russe d’avant la Révolution d’octobre, les bâtiments imposants en briques écarlates de l’usine et des dortoirs pour ouvriers subsistent encore au bord de la Volga, quoique quasi-inactifs depuis les années 1980. Un peu à l’écart des bâtiments industriels on peut voir le manoir art-nouveau des Ponisovkine avec ses détails néo-mauresques. Quelle dissonance avec le royaume de verdure environnant des plaines russes, majestueuses et paisibles, traversées par le courant sombre et noir de la Volga !

La première journée du rallye se termine par un nouveau slalom sur la place centrale de Iaroslavl – il faut maintenant dessiner la croix maltaise dans l’autre sens. Les résultats de la première journée sont encourageantes – les trois voitures de l’équipe se trouvent entre la 3e et la 6e place du classement.

Le programme du deuxième jour nous emmène de Iaroslavl à Rybinsk – une ville au bord du réservoir du même nom, une création gigantesque de l’époque stalinienne qui immergea dans les années 1940 à peu près 8 % de la superficie totale de la région de Iaroslavl pour faire place au plus grand réservoir artificiel d’eau douce en Europe.

La liaison entre Iaroslavl et Rybinsk est d’environ 80 kilomètres et comporte un contrôle de passage. Les rallyes russes ont pour spécificité une certaine complexité dans l’orientation à partir du road-book. Il est facile de se tromper de chemin – les indications des organisateurs sont souvent volontairement difficiles à déchiffrer, voire ambigus. Mais nos co-pilotes sont très expérimentés et les temps de pointage des trois voitures de l’équipe restent jusqu’ici idéaux.

C’est donc dans une ambiance fort relaxée que nous prenons notre déjeuner à Rybinsk. Cette tranquillité nous coûtera par la suite très cher. Bien installés dans le meilleur restaurant de la ville, nos co-pilotes laissent passer le temps. A la fin du déjeuner il devient soudainement clair que pour arriver au prochain CH à Ouglitch sans pénalisation, il nous faudra couvrir 114 kilomètres en 1h20, soit maintenir la moyenne de 96 km/h environ…  Et en plus il faut ravitailler les trois voitures !

Nous quittons d’urgence le restaurant, traversons en hâte la ville et après avoir fait en courant le plein prenons la petite départementale dégradée qui mène à Ouglitch.

Les deux Volga sont poussées au maximum de leur capacité, leur compteur à ruban rouge vacillant autour de 120 km/h. Nous ne freinons plus dans les petits villages au bord de la Volga, dépassons toutes les voitures modernes sûrement très étonnées, prenons tous les risques sur cette route de campagne étroite. Il fait trente degrés, la chaleur est accablante, des milliers de papillons blancs nous traversent le chemin pour mourir sur le pare-brise, les moteurs respirent le chaud et le goudron amolli sous le soleil a de la peine à retenir les pneus à flancs si hauts de nos voitures.  

La Coccinelle, elle, s’arrête net à cinq kilomètres du but, son moteur bloqué et enveloppé par la fumée noire. Un équipage sur trois seulement, celui de Lecayet—Ermolaeff réussit à se pointer à l’heure au bout de cette course infernale. La deuxième Volga pilotée par Ouchakoff—Kovaltchouk arrive avec deux minutes de retard et la Volkswagen doit être remorquée jusqu’au parking gardé pour être enlevée plus tard et rapatrié à Moscou sur un plateau.

Un slalom à Ouglitch et nous rentrons tranquillement à Iaroslavl pour reprendre le souffle. Les deux Volga dominent désormais le classement général, l’équipe Gorkyclassic très forte malgré la perte d’une voiture.

La troisième journée nous emmène à Borisogleb avec son Kremlin de pierres blanches où nous accueille le maire du village. L’après-midi on rentre à Iaroslavl pour une série d’épreuves spéciales sur une piste de karting. Lecayet et Ouchakoff s’assurent ici un écart encore plus confortable vis-à-vis des concurrents, eux-mêmes séparés l’un de l’autre par quelques dixièmes de seconde. Quelle joie que de suivre le parcours sinueux de la piste en Volga dans un hurlement de pneus torturés !

Il est désormais clair que nos deux meilleurs résultats tiendront jusqu’à la fin du rallye et que sauf erreur capitale pendant la dernière journée de l’épreuve, on restera hors d’atteinte pour les concurrents. La soirée se termine par une épreuve ludique de karting, où un membre de chaque équipage doit monter dans un kart, peu importe son poids, âge ou expérience. Notre très corpulent Kovaltchouk réussit à arriver en deuxième position, ne perdant qu’au pilote de l’équipe de Iaroslavl ayant grandi sur cette piste.

Tout va pour le mieux pendant la dernière journée de l’épreuve qui nous emmène visiter la pittoresque ville de Toutaev, anciennement Romanov-Borisogleb où fut installé de dernier CH du rallye. Nous franchissons la ligne d’arrivée vers midi. Suit une cérémonie de remise des prix dans l’un des restaurants de la ville – nous avons droit aux petits ours en bronze n° 1 et n° 2 à fixer sur le calandre, mais aussi au grand ours d’argent pour la deuxième place au classement d’équipes (l’équipe de Iaroslavl ayant formellement accumulé plus de points avec ces cinq voitures que nos deux équipages).

Nous rentrons tranquillement à Moscou le même soir sous une pluie diluvienne.