Ралли «Золотая осень» 4—5/10/2014

снимки Алексея Бравермана

Участие в ярославских соревнованиях — особенное удовольствие. Мы исходим из того, что наиболее ценное в любом историческом ралли — это собственно история самой гонки, её «легитимность», её корни. Возможность посоревноваться с людьми, выступавшими в одноимённых ралли десятилетия назад, прохватить по тому самому плохонькому советскому асфальту, по которому некогда проносились их нехитрые машины. Показать «фигурку» перед тем самым зданием обкома, у свежепостроенного фасада которого чествовали победителей в поздний застой. Всё это и есть живые страницы нашей общей автоспортивной истории — забытые, но всё же тщательно сохранённые и подшитые.

И пусть ярославские «Медведь» и «Золотая осень» всегда были бесконечно доморощеннее Монте-Карло 1964 или Tour d‘Europe 1973, они и в своём возрождённом виде остаются настоящими гонками, сохранившими аромат бензина и первобытный азарт и могут дать сто очков вперёд столичным симулякрам классического ралли: соревнованиям на ориентирование в череде ресторанов на многоцилиндровых автомобилях благородных английских и немецких марок.

В 2014 году «Золотая осень» прошла в первые выходные октября. Это не самое стабильное в метеорологическом отношении время года, и поэтому помимо собственно золотой листвы нечернозёмных лесов немногочисленных участников соревнования ждали дождь, серость и невозможно унылая атмосфера хмурого осеннего утра на старте. Впрочем, к обеду второго дня ралли солнце, наконец, выглянуло из-за облаков и успело пару часов порадовать усталых спортсменов перед самым финишем состязания.

Команда Gorkyclassic выставила три экипажа на архетипичных ГАЗ-24, Москвиче-408 и ВАЗ-2103. Ими были заняты 1, 4 и 7 места в абсолютном и 2 в командном зачёте. Остальные 12 из вышедших на старт экипажей представляли Ярославль и Ярославскую область.

Скупая летопись гласит: ралли «Золотая осень» проводилось в Ярославле с 1966 по 1985 годы. Основателем соревнования считается известный ярославский раллист Р.С. Смирнов, а организатором традиционно было ДОСААФ ПО «Лакокраска» во главе с В.И. Погореловым.

 Старт ралли давали на территории ПО «Лакокраска», маршрут проходил по центральным улицам Ярославля, затем состязание продолжалось на дорогах области.

Вместе с традиционными дополнительными соревнованиями в виде слалома встречались и достаточно забавные состязания: исторически дорога Ярославль—Углич проходила через Большое село, и у деревни Каменское, что неподалеку, перед длинным крутым спуском участники останавливались, размечалась стартовая линия, и автогонщики посредством собственной силы, расталкивая свои болиды, катились на них с горы с выключенным двигателем насколько позволяла инерция автомобиля. Особенно предусмотрительные укладывали перед соревнованием мешок песка в багажник своего авто для большей инерции. Ежегодно в состязании принимали участие свыше 50 автомобилей различных марок. Наряду с профессионалами в ралли «Золотая осень» выступали и любители на личных автотранспортных средствах.

Гонщик Андрей Евсеев (команда Ярославского моторного завода) на слаломе ралли Золотая Осень 1983 года

В 2014 году подобных занимательных допсоревнований предусмотрено не было, а в дорожной карте фигурировали интересные слаломы на центральных площадях Ярославля и Гаврилов-Яма и десяток участков на регулярность движения, скорость на которых была к сожалению задана в угоду безопасности столь низкой, что превращала соревнование на регулярность в соревнование на стойкость в борьбе со сном.

Трасса соревнования традиционно шла по старинным уголкам Ярославской области: в этот раз на пути лежали Пошехонье, Курба, Рыбинск и иные города и сёла, чьи сохранившиеся церкви и ансамбли уездной застройки 19 века в элегичном осеннем антураже производили самое приятное впечатление. Привязанность к краю и его истории всегда была ещё одной привлекательной чертой ярославских гонок.

Хочется верить, что в будущие сезоны совместными усилиями ярославских и московских деятелей «Золотая осень» станет более массовым и ещё более насыщенным, сложным со спортивной точки зрения ралли, прекрасным традиционным закрытием раллийного сезона не только для местных, но и для столичных ценителей классических автомобилей.