Авторалли «Нахимов» Gorkyclassic

1—5 мая 2024, Севастополь и Крым. Регистрация открыта

Кубок Москвы

по историческому ралли. Лето 2024

Дипломатическое авторалли «Завидово» Gorkyclassic

14—15 сентября 2024, Москва—Завидово

Парад «Побед»

апрель—май 2023, музей ГОН, ВДНХ

«Нахимов» Авторалли Gorkyclassic 2017

Третье весеннее классик-ралли «Нахимов» Автомобильного исторического общества Gorkyclassic прошло с 30 апреля по 2 мая 2017 года по живописнейшим дорогам Крыма и Города-Героя Севастополя.

В увлекательном состязании на регулярность движения, водительское мастерство и ориентирование на местности приняли участие экипажи из Москвы, Ленинграда и Ярославля, достойную конкуренцию им составили гонщики из Севастополя и Сак. На трассу ралли вышли прекрасно сохранившиеся или отреставрированные автомобили советского производства выпуска 1956—1981 годов.

Ралли «Нахимов» состоялось при поддержке Правительства Города-Героя Севастополя и Совета министров Республики Крым.

Крупнейшая крымская сеть безноколонок АТАN – топливный споносор гонки – все дни ралли заправляла автомобили участников и судей высококачественным горючим.

В 2017 году традиционному торжественному утреннему старту ралли «Нахимов» сразу после первомайской демонстрации с площади Нахимова предшествовал динамичный ночной пролог – hillclimb на участке Балаклава—Севастополь. Экипажи соревновались в скорости подъёма на Сапун-гору. 

Сбор был объявлен в Балаклаве в семь вечера 30 апреля: сюда прибывали как автомобили, доставленные в Крым на трейлерах, так и машины, следовавшие на полуостров своим ходом. В импровизированном закрытом парке царила обычная предстартовая суета. После прохожения технической инспекции, получения дорожных книг, стартовых номеров и табличек экипажи имели ещё в запасе около получаса, чтобы погулять перед стартом по уютной балаклавской набережной Назукина, проветриться и собраться с мыслями перед тем, как ринуться на трассу, стремительно погружавшуюся в сумерки. Многочисленные же туристы и журналисты осматривали выстроенные в каре и готовые к гонке автомобили. 

Ночной этап начался ровно в 9 вечера. Вереница раллийных машин отбыла из Балаклавы в сторону Севастополя. В целях безопасности на время проведения соревнования ГАИ Севастополя любезно ограничило гражданское движение между Ялтинским и Якорным кольцами.

Разрывая светом фар темноту, машины с рёвом и визгом шин неслись в гору. Победителем на сапунгорском спецучастке стал подмосковный экипаж Олега и Виктора СИДОРОВЫХ на «Чайке» ГАЗ-13 1967 года выпуска. Мощный восьмицилиндровый мотор этой элегантной машины позволил гонщикам преодолеть изобилующий виражами подъём за одну минуту и двенадцать секунд, оставив позади даже именитые экипажи на облегчённых спортивных или мощных специальных «Волгах», которые показали чуть менее убедительные результаты. 

Прибыв на площадь Нахимова, гонщики оставили свои машины на ночную стоянку у Графской пристани, а сами отправились пешком в красивейшую гостиницу Севастополя 1952 года постройки, где имели возможность отдохнуть и выпить перед сном на белоснежных балконах по бокалу новосветского шампанского, наслаждаясь ночными видами прекраснейшего из русских городов. Город в торжественном убранстве был готов к Первомаю. 

Светлое утро первого дня гонки сулило прекрасную погоду на весь день. После завтрака с незабываемым видом на Артиллерийскую бухту экипажи возвращались на площадь по пустому залитому солнцем широкому проспекту Нахимова, готовому принять праздничные первомайские колонны. Из городских громкоговорителей лилась бравурная музыка. 

На площади Нахимова участников ралли встречал сам Губернатор Города-Героя Дмитрий Владимирович ОВСЯННИКОВ. Поприветствовав собравшихся и осмотрев автомобили, Губернатор сделал небольшой круг на «Победе-Спорт» и короткое сообщение для многочисленной собравшейся у автомобилей прессы. Минуту спустя мимо площади Нахимова в сторону площади Лазарева двинулись торжественные колонны трудящихся. Тысячи ликующих севастопольцев под сотнями флагов шли мимо импровизированного закрытого парка ралли – одного из украшений Первомая в Севастополе.

Среди всего этого ликования участникам нельзя было забывать о предстоящем состязании. Судьи соревнования Сергей ЕРМОЛАЕВ и Ирина ШАРАПОВА выдавали дорожные книги на предстоящий день и давали необходимые пояснения.

Первая машина взяла старт в 11:00, остальные последовали за ней с минутным интервалом. Первая часть ралли включала в себя ориентирование по центру Городу-Героя, вокруг Адмиральской горки и у мыса Хрустального.

Далее трасса ралли огибала Южную бухту города и шла к ялтинскому выезду. Хитросплетения поворотов и круговых перекрёстков уже на начальном этапе ралли выявили несколько лидеров, в то время как менее опытные гонщики лишь на собственных просчётах постигали тонкости безупречно составленной дорожной книги. 

К обеду экипажи переместились в сторону живописной Байдарской долины, где был устроен ряд спецучастков на регулярность движения. Раллийные автомобили свободно катились по извивающимся средь свежей зелени полей и садов узким дорожкам, то и дело притормаживая в утопающих в бурно цветущей сирени небольших сёлах. Далее был подъём на Байдарский перевал и почти сразу увлекательный спецучасток на серпантине Старого Севастопольского шоссе под отвесными скалами Байдаро-Кастропольской стены. Экипажам необходимо было держать среднюю скорость в 30 км/ч — нелёгкое задание для машин пятидесятых—шестидесятых на столь сложном участке. Оснащённые восьмицилиндровыми моторами «Чайка» и специальные «Волги» начинали перегреваться на полуденной жаре: температура в этот день доходила и до 27 градусов.

Выехав на Южнобережное шоссе в районе Мухалатки, участники быстро проследовали по нему до поворота на Понизовку, и наконец спустились к самому морю. Здесь, на благоустроенной площадке с живописным видом на гору Кошка и двадцатидвухметровый радиотелескоп РТ-22 Симеизской обсерватории, которым в 1959 году были сделаны первые снимки обратной стороны Луны, был устроен слалом. Выполнив сложную фигуру в заданный норматив времени, автомобили участников двигались далее на восток по нижней дороге через Симеиз, Алупку и многочисленные исторические курортные посёлки в сторону Ливадии. Проезд в летнее имение Императора был открыт для участников ралли: автомобили были выстроены вдоль фасада, а гонщики имели возможность немного отдохнуть, прогулявшись по прекрасным аллеям перед дворцом. 

Время, однако, было неумолимо, как всегда на ралли, и уже совсем скоро участники один за другим, каждый в свою минуту, брали старт в сторону последнего этапа первого полного дня – соревнования по подъёму в гору на Романовском шоссе над Массандрой. Участок для hillclimb представлял собой отрезок серпантина в девственном сосновом лесу, ведущий от жилых кварталов Массандры в сторону Крымского горного заповедника, любезно перекрытый ялтинским ГАИ для безопасного выполнения упражнения участниками. Машина одна за одной мчались ввысь по петляющей дороге, чтобы финишировать прямо у ворот заповедника на Грушевой поляне. Здесь и находился финиш первого полного дня. 

Победителем второго hillclimb ралли «Нахимов» 2017 года стал экипаж Бориса и Оксаны ЖАЖКОВЫХ. Неудивительно, что их «Волга», специально подготовленная для зимних альпийских серпантинов исторического ралли Монте-Карло, с блеском справилась и с куда менее опасными шпильками Романовского шоссе.

Чашка чаю из крымских горных трав с мёдом на Грушевой поляне в прохладной сени вековых крымских сосен, и участники в свободном режиме спускались на ночлег в Алушту. Там, в комфортабельной гостинице у них была возможность наконец смыть пыль и пот гонки, остудить пыл и спокойно провести приятный вечер. 

Утром второго дня участники перед стартом выстроили свои автомобили у колоннады на алуштинской набережной. Погода всё так же оставалась идеальной. После приветствия алуштинской горадминистрации и получения новой ДК на день, фотографирования для местных газет гонщики снова отправились в путь. Интереснейшие утренние этапы по старому ялтинскому шоссе, основной дороги этих мест до постройки спрямлённой троллейбусной магистрали Симферополь—Ялта в самом конце пятидесятых, позволили всем постичь тяжесть труда послевоенных шофёров курортных автобусов, наматывавших здесь на жаре поворот за поворотом по пути к южнобережным курортам от симферопольского вокзала и обратно. 

На этом этапе судьями было предусмотрено два участка на регулярность движения: один в районе горы Кастель близ села Виноградного, и второй чуть западнее, в районе села Запрудного. На обоих участках с усаженных кипарисами серпантинов открывались захватывающие дух панорамы на изрезанную береговую линию и сверкающе-зелёные склоны Крымских гор.  

Ближе к полудню колонна собралась у въезда в Артек. Посещение этого легендарного места – жемчужина ралли 17 года.

Экипажи имели уникальную возможность провести четыре часа на территории поражающего динамикой реконструкции и бережным отношением к собственной истории лагеря. К 12:30 кортеж раллийных машин въехал во двор школы Артека, вызвав фурор у высыпавших на большую перемену школьников. Дети обступали машины, задавали тысячи вопросов раллистам, выясняя мельчайшие технические и исторические детали. Нельзя было не преисполниться светлым чувством при виде сотен ребят вокруг сверкающих лаком и хромом советских машин.

Особенный интерес, естественно, вызывали спортивная «Победа» и представительская «Чайка». С трудом удалось преподавателям зазвать школьников в классы после прозвучавшего звонка! 

От опустевшего школьного двора колонна спустилась к главной площади Артека, где в новейшей столовой для участников был любезно накрыт вкусный обед. Словно погрузившись в молодость, раллисты стояли в очереди с подносами за разнообразными блюдами. А ведь только единицы из 45 участников гонки бывали здесь в советском детстве! Впрочем, узнать в сверкающих залах обновлённой и ультрасовременной артековской столовой прежнюю всё равно почти невозможно.

После обеда состоялась увлекательная экскурсия в основанный Ю.А. ГАГАРИНЫМ артековский музей Космоса в исторической усадьбе Суук-Су, а ещё чуть позже – фотографирование машин на Пушкинской площадке с захватывающей панорамы побережья от Медведь-горы на востоке до гурзуфских скал Адалар на западе.

От ворот Артека экипажи устремлялись на запад, в сторону финиша в Севастополе. По пути, на участке старого Севастопольского шоссе над Алупкой, в закатном солнце прямо под зубцами Ай-Петри, судьями был устроен последний спецучасток на регулярность движения. Оттуда – спокойный доезд по Южнобережному шоссе до стелы с красной звездой Города-Героя на въезде в Севастополь, где и состоялся финиш и были собраны контрольные карты-карнеты. 

Через два часа, позволившие судьям вычислить результаты гонки, на площади Нахимова прямо у выстроенных подле памятника великому адмиралу машин, было устроено торжественное награждение победителей.

Первое место занял опытный московский экипаж Бориса и Оксаны ЖАЖКОВЫХ на «Волге» ГАЗ-21, реплике машины заводской команды, выступавшей на ралли Монте-Карло в 1964 году.

Серебро – у участников ралли «Нахимов» с 2015 года – семейного экипажа ЧЕРНЫШЁВЫХ на восьмицилиндровой «Волге» ГАЗ-24-24.

Наконец, бронзу взял амбициозный экипаж Виталия и Олега НИКИТИНЫХ на «Волге» ГАЗ-21И 1959 года.

Все три экипажа получили ценные призы – сертификаты на картины автомобильного художника Петра ПЕРЕШИВАЙЛОВА с изображением их машин на фоне крымских пейзажей ралли. Занявшим же первое место Оксане и Борису ЖАЖКОВЫМ также была вручена почётная грамота, подписанная Губернатором Города-Героя Севастополя.

Наконец, специальный памятный приз – экземпляр последней книги издательства Gorkyclassic «Собственный Его Императорского Величества гараж» – достался экипажу, преодолевшему наибольшее расстояние и наибольшие трудности на пути к старту ралли: Дмитрию ГВОЗДЕВУ и Александру ПЯСЕЦКОМУ, без колебаний прибывшим своим ходом в Балаклаву из Киева через Перекоп на «Волге» ГАЗ-23.

Автомобильное историческое общество Gorkyclassic сердечно благодарит Правительство Севастополя, Совет министров Республики Крым, Госавтоинспекцию Севастополя, Ялты и Алушты за административную поддержку ралли, а также отдельно крупнейшую крымскую сеть бензоколонок ATAN за помощь в организации гонки. 

Фотографии Дмитрия КИЛЬПИО, Александра и Анастасии ЗЫКОВЫХ, Анны ТЕРЕНИ и Дмитрия ПУХОВА.

Железные аргументы.
Dzintara volga

Немного истории и 100 фото из Нижнего 2012

О Gorkyclassic

Иван ПАДЕРИН, Москва 21@gorkyclassic.ru Александр ЛЕКАЕ, Ялта 24@gorkyclassic.ru