Авторалли «Иваново—Плёс—Палех»

4—5 сентября 2020. Регистрация с 3 июля

ГУМ Авторалли Gorkyclassic 2020

12 сентября. 50-летие „Жигулей“ и Кубок АвтоВАЗа

Авторалли «Нахимов» Gorkyclassic

Севастополь и Крым. Перенесено на осень 2020

Make Gorky great again. Next year...

Собрание классических автомобилей ГАЗ в Горьком перенесено на 2021 год

Новая книга

о ГАЗ-24 и авторе её стиля Лении ЦИКОЛЕНКО

Фотосъёмка классических автомобилей

Фотограф Алексей Астафьев

Gorkyclassic на Rallye Monte Carlo historique

31 января—5 февраля 2020

Крылья

«Чайка». Жутко стильный советский автомобиль. «Тринадцатая» заслуживает отдельного разговора. И когда-нибудь мы выкатим вам все четыре ее модификации. А пока – редчайший образец, кабриолет ГАЗ-13Б.

Пожалуй, это самый смелый шаг Горьковского автозавода. Чего стоит только цифровой индекс. Впервые в автомобильной истории за машиной закрепили «чертову дюжину». Тринадцатая модель пришла на смену двенадцатой, ЗИМу. Насколько тот был чопорный и наглухо застегнутый, как чиновник сталинских времен, настолько «Чайка» легка и стремительна. Если образ ЗИМа лучше всего подходит под определение heavy metal, то «Чайка» – это настоящий rock-n-roll. Это крылья. Это позывной Терешковой. Это новое время.

Шестидесятые. Эпоха мини, шпилек и пластинок на «ребрах». Многое, что появилось в 60-е годы, окончательно так и не вышло из моды, стало классикой.

«Чайка». Прямые горизонтали кузова. Нет ни одной лишней черточки, ни одной лишней детали. Готика крыльев – откровенный вызов аэродинамике. Наш автомобиль не должен кланяться ветру. Наоборот, ветер дует, когда едет «Чайка».

По сути «Чайка» – проамериканский автомобиль. Рамный кузов, панорамные стекла, мотор V8, коробка-автомат, размах в габаритах. Но ГАЗ-13 имеет одно существенное преимущество перед американскими «ракетоносителями» – малый тираж, что подразумевает ручную работу над каждым экземпляром, их индивидуальность.

«Чайка» никогда не являлась товаром. На каждую машину приходилась правительственная разнарядка. За 22 года, с 1959-го по 1981-й, изготовлено всего 3179 лимузинов. В начале 80-х вышло дебильное постановление – списанные «Чайки» пускать под нож. По некоторым данным, была уничтожена треть всех машин.

Кабриолеты же выпускали всего два года – в 1961 и 1962 гг. Их никто не резал. Видимо, даже не подозревали, что такие где-то существуют. Заводская статистика утверждает, что открытых «Чаек» обеих моделей (13Б и 14Б) было изготовлено 15 (!). Сколько же было выпущено «тринадцатых Б», не знает никто. Даже главный их испытатель – Борис Греков. Однажды он созвал дедов, собиравших когда-то кабриолеты. Первый дед вспомнил, что таких было всего четыре машины. Второй назвал цифру 60. Третий сказал, что ковал только семь поперечин. Четвертый – что шил всего пять комплектов сидений. К единому мнению так и не пришли...

Известно только, что один кабриолет был подарен Фиделю Кастро за то, что сдержал обещание не брить бороды до полной победы революции. По паре машин было отправлено в Московский и Ленинградский военные округа.

Вероятно, кому-то приходилось видеть открытые «Чайки» и в других местах. И могут возникнуть сомнения относительно такого малого количества экземпляров. Дело в том, что в периферийных военных округах парадные кабриолеты были самоделками. Нормальный «дембельский аккорд» – вчера лимузин, завтра кабриолет. Такие машины вовсе не имели тента, потому как рассчитать кинематику его механизма – все равно что вычислить траекторию баллистической ракеты. Так, на скорую руку, в 1979 году были сделаны и две открытые машины к берлинскому параду в честь 30-летия ГДР.

Кабриолет же заводской работы – это образец того, каким должен быть представительский автомобиль у сверхдержавы. Высший класс! Настоящая «Эсэсэрия»!

Обзавестись оригиналом ГАЗ-13Б сегодня почти нереально. Осталось всего три экземпляра этой модификации – в Москве, в Крыму и на Кубе. Поэтому сцену знакомства с машиной можно себе только представить. Предлагаем читателю три сценария на выбор...

Первый. Красивый автомобиль в совершенно дурацких обстоятельствах. Просто подходишь и садишься в этот кабриолет. Все обычно, как будто каждый день ездишь на такой машине. Никаких эмоций. У меня в гараже таких сто штук. От чего они там, в «Моторе», тащатся? Нажимаешь селектор, кнопку «Д» – движение. Драйва не чувствуется. Во! Ногу с тормоза снял – поехало. А где неоновая подсветочка? Да нет, мура это все. Вот вчера Вован новый «джип» пригнал. В «голде» весь «джип» тот, с лебедкой. И ветром не дует...

Второй. Красивый автомобиль при красивых обстоятельствах. Вот подойдет сейчас какая-нибудь российская Мерилин Монро. Просто подойдет, облокотится на капот и скажет: "Мущина, у вас «Ява» – явская?" Ну что ей ответить? Что курю Marlboro и тем самым поддерживаю Scuderia Ferrari? Кто поверит потом, что оголтелые комсомольцы с красными повязками повязали нас в парке у бассейна «Москва»?

Сценарий третий, реальный. Красивый автомобиль в красивом журнале «Мотор». Громадье железа и хрома едет, как плывет, по течению шоссе. Обгоняя на «Чайке» какой-нибудь Mercedes, ты замечаешь: «А что это за фигня едет справа?».

А можно еще притопить педаль... Ты опьянен мощью машины, встречным ветром, реверансами ГАИ, которая вмиг забыла, как дуть в свисток. Но больше всего кружит голову солнце, утопающее в полировке капота. Хочется воскликнуть: «Я люблю тебя, Империя!». Елки-палки! И на месте рекламных щитов вдоль дороги ты продолжаешь искать глазами портретище «лично дорогого Леонида Ильича». Эх! Где твои 13 лет!

И мы уже летим, как и положено чайкам. Мы в гордом одиночестве на этой трассе.

Иван В. Падерин
Журнал «Мотор», июнь 1997

Железные аргументы.
Dzintara volga

Немного истории и 100 фото из Нижнего 2012

Gorkyclassic

Иван Падерин, Москва 21@gorkyclassic.ru Александр Лекае, Ялта 24@gorkyclassic.ru Николай Панули, Сочи 14@gorkyclassic.ru Анастасия Царалунга, Нижний Новгород 52@gorkyclassic.ru